Отзывы

«Компания „БизнесРешение“ выполнила работы по внедрению качественно, в установленные сроки. Рекомендуем компанию „БизнесРешение“ как надежного и профессионального партнера.»

Подробнее >>

 

«Группа „БизнесРешение“ выполнила работы качественно, в установленные сроки.»

Б. Г. Арчегов
Генеральный директор
ГУП «МОСГОРТРАНС»

Глоссарий проекта и принятые сокращения

Бизнес-понятия

Бизнес-модель — модель построения бизнеса — это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли.

Бизнес-контекст — описывает среду в которой возникла рассматриваемая проблема с присущими ей внутренними и внешними силами влияния, что дает более полное и правильное представление об истинной природе возникновения проблемы и тех факторах и силах, которые ее вызвали.

Проблема — разрыв между желаемой ситуацией и имеющейся. Например, несоответствие организационной структуры Заказчика его стратегическому замыслу (идее).

Концепция — отражение понимания замысла Клиента, описанное в текстовом формате или представленное графически. На начальных стадиях проекта Концепция согласовывается с Заказчиком-предпринимателем и фиксируется в Базовом Уставе как отправная точка всего проекта, свидетельствующая о том, что стратегический замысел Клиента понят правильно.

наверх

Общие понятия

Проект — деятельность, направленная на создание уникального продукта (или результата) за ограниченный период времени силами специально созданной для этого организационной структуры, которая расформировывается после завершения проекта.

Цель проекта — то, чем должен завершиться проект. Проект всегда имеет две цели:

  • Бизнес-цель проекта — создание добавочной стоимости, увеличение капитализации, сокращение расходов и т.д. Бизнес-цель тесно связана с понятием Результат проекта.
  • Техническая цель проекта — эквивалентна понятию Продукт проекта, т.е. это то, что должно быть создано в результате проекта.

Проектная технология — описание алгоритма (состава и последовательности применения методов, правил, процедур и т.п.) достижения целей проекта.

Фаза — описывает состояние, в котором находится проект. Представляет собой набор логически связанных работ (задач) проекта, в процессе завершения которых достигается один из основных результатов проекта.

Стадия — отдельная работа (задача) в структуре Фазы.

Этап — логически или функционально объединенная группа работ, направленная на достижение единого промежуточного результата проекта или единой составляющей общего результата проекта. Как правило, проект имеет общую часть, включающую фазы «Знакомство», «Диагностика» и часть фазы «Планирование», а дальше в целях обеспечения управляемости и подконтрольности разбивается на отдельные Этапы (каждый из которых последовательно проходит фазы «Планирование», «Внедрение» и «Завершение»). Например, при внедрении в рамках одного проекта нескольких подсистем: «Бухгалтерский учет», «Зарплата и кадры», «Торговля и склад».

Задача — часть работ по проекту, которая конкретна, измерима, достижима, согласована с другими участниками и имеет четкие границы с датой начала и завершения.

Жизненный цикл проекта — состав Фаз, состояний, через которые проходит проект.

Программа проектов — группа взаимосвязанных проектов, которыми управляют совместно для достижения эффектов и выгод, которые невозможно достичь, управляя каждым проектом по отдельности. Программа может включать элементы работ, не входящих в содержание (предметную область) ни одного из проектов программы.

Портфель проектов — набор проектов или программ и других работ, объединенных вместе с целью эффективного управления данными работами для достижения стратегической цели.

Базовый Устав — документ, содержащий описание концепции проекта, организационную структуру и модель управления проектом.

Устав — основной документ проекта — его «Конституция». Имеет приоритет по отношению к любому другому документу проекта. Положения Устава неизменны на всём продолжении жизненного цикла проекта. Данный документ полностью описывает предмет, цели, границы и способы реализации проекта.

Принцип «от общего к частному» — анализируя проблему, «БизнесРешение» рассматривает ее сущность, а не пытается решить часть за частью. Такой подход позволяет выбрать оптимальный вариант исследования проблемы, избегая неоправданных затрат на него, и в тоже время не упустить истинных сил и факторов, вызвавших ее. Даже если изначально казалось, что проблема относится к одной функциональной области, впоследствии могут проявиться существенные сдерживающие факторы, затрудняющие ее решение и указывающие на степень серьезности.

Структурная декомпозиция работ — иерархическое «разложение» работ на составные части, необходимые и достаточные для решения задачи.

Декомпозиция достижения цели — иерархическая структура достижения цели, построенная по принципу «от общего к частному».

Риск проекта — неопределенное событие или условие, которое может отрицательно или положительно повлиять на выполнение проекта. Каждый риск имеет источник, вызвавший его и последствия, в случае наступления риска.

Проблема [проекта] — последствие наступления риска, имеющее негативное влияние на реализацию проекта. Как правило, сопровождается внесением изменений в проект.

наверх

Родительский и дочерние проекты

Родительский [бизнес-]проект — среда настоящего проекта, сама имеющая характер проекта. Настоящий проект является дочерним по отношению к определённому родительскому проекту. Родительский бизнес-проект имеет своей задачей создание полностью готовой к применению интегрированной управленческой подсистемы — законченной взаимосвязанной совокупности управленческого инструментария — достаточной для решения менеджментом компании определённой стратегической задачи.

Продуктом родительского проекта является управленческая инфраструктура, направленная на решение двух управленческих задач: 1) координация действий и 2) мотивация участников бизнес-процесса. Эта инфраструктура, во-первых, реализует определенные «правила игры» для всех участников и представлена набором регламентов и корпоративных стандартов, а, во-вторых, обеспечивает участников релевантной информацией, достаточной для принятия управленческих решений.

Реализация родительского проекта может осуществляться через параллельное скоординированное выполнение одного или нескольких дочерних проектов, а также ряда сопутствующих операций и решений.

Дочерний проект — одна из неотъемлемых составляющих родительского проекта, сама выполняемая как проект.

Дочерний проект реализует один из компонентов единого и целостного продукта родительского проекта. Основанием выделения ряда задач в отдельный проект в рамках родительского является специальный более узкий набор компетенций участников данного проекта. Большая доля решений при выполнении дочернего проекта может приниматься относительно независимо от остальных мероприятий родительского проекта.

Цели каждого дочернего проекта совпадают с целями родительского проекта, а высший орган управления родительского проекта совпадает с высшим органом управления каждого из дочерних проектов. В то же время рабочие группы у различных дочерних проектов в рамках одного родительского могут иметь различный состав участников.

наверх

Целеполагание и границы проекта

Границы проекта — набор правил, отделяющих область, которая контролируется участниками проекта, от области лежащей за пределами компетенций участников. Область компетенций участников проекта — граница проекта — определяется трояко: 1) изнутри и 2) снаружи, 3) по самой границе проекта. Изнутри область, лежащая в границах проекта, определяется явным перечнем объектов управления по проекту, а также требованиями к продукту проекта. Область, лежащая за границами проекта определяется явным перечнем предположений, которые должны быть выполнены, чтобы проект достиг результата. Сама граница определяется перечнем допущений, выполнение которых хотя и отслеживаются участниками проекта, но не находится под их контролем.

Результат проекта — ожидаемые, значимые для бизнеса, последствия создания продукта проекта. Результат проекта относится к области инициирования проекта и лежит за границами проекта. В проекте непосредственно создаётся не сам результат. Бизнес-результат проекта создаётся Заказчиком проекта после получения в своё распоряжение продукта проекта. Предполагается, что результат будет достигнут, если в процессе реализации проекта будет создан продукт проекта и выполнены явно указанные предположения и/или допущения.

Критерии достижения результата проекта — признаки достижения результата проекта. Критерии формулируются как условия, которые должны быть выполнены, чтобы считать проект результативным и отвечают на вопрос: «Как понять, достигнут ли результат проекта и насколько он достигнут?»

Продукт проекта — это непосредственно тот объект, который создаётся или изменяется в проекте. Продукт проекта является объектом управления в проекте, а результат проекта — нет. Между ними «лежат» допущения и, возможно, предположения. Проект считается выполненным, если создан продукт проекта — выполнены критерии создания продукта проекта. Но проект считается результативным, только если достигнут результат проекта — выполнены критерии достижения результата проекта. Продукт проекта описывается совокупностью требований и ограничений.

Объект доставки — эквивалентно понятию Продукт проекта.

Критерии создания продукта проекта — измеримые признаки готовности продукта проекта к применению. Критерии формулируются как условия, которые должны быть выполнены, чтобы считать выполненными непосредственные технические работы по проекту.

наверх

Условия: требования, ограничения, допущения, предположения

Требования и ограничения — совокупность условий, которые должны быть выполнены, чтобы считать продукт проекта созданным. Разница между требованиями и ограничениями:

  • Требование есть положительное условие. Продукт проекта и процесс его создания должен выполнять это требование.
  • Ограничение есть отрицательное условие. Ограничение указывает на условие, которое нельзя нарушать в процессе создания продукта проекта, или условие, которому ни при каких обстоятельствах не должен удовлетворять продукт проекта.

Предположения и допущения — набор условий, которые должны быть выполнены наряду с созданием продукта проекта, чтобы был достигнут результат проекта. Разница между допущениями и предположениями: выполнение и допущений и предположений не находятся в зоне контроля участников проекта, однако:

  • Компетенций участников проекта достаточно для диагностики выполнения допущений; допущения эквивалентны смежным рискам проекта; во время проекта происходит их мониторинг. Допущения, в частности, регламентируют взаимосвязь данного проекта со смежными решениями в рамках родительского проекта.
  • Предположения проекта находятся полностью за пределами компетенций участников проекта и во время проекта явно не диагностируются (они предполагаются).

Анализ необходимости — призван на основе анализа условий достижения результата проекта выявить необходимые требования и ограничения к продукту проекта. Важно, чтобы эти требования находились в зоне компетенций команды проекта. Совокупность этих требований и ограничений, фактически, описывает продукт проекта. Тест на необходимость требования: если одно из требований будет не выполнено из этого с необходимостью следует недостижение результата проекта.

Анализ достаточности — должен ответить на вопрос: что ещё должно произойти помимо выполнения необходимых требований и ограничений (т.е. помимо создания продукта проекта), чтобы результат проекта был с необходимостью достигнут. В результате анализа достаточности выявляются предположения и допущения проекта. Тест на достаточность: если результат проекта не достигнут, то с необходимостью произошло одно из следующего:

  • не создан продукт проекта (т.е. не выполнен один из критериев создания продукта проекта);
  • не оправдалось одно из допущений проекта;
  • оказалось неверным одно из предположений проекта.

наверх

Организационная схема проекта и управление проектом

Координационный совет — является контролирующим и регулирующим органом, который служит для оперативного контроля прогресса проекта, а так же решения сложных вопросов, которые не могут быть решены на совещаниях рабочей группы Проекта. На Координационном совете согласовывается и подписывается документ Статус проекта.

Управляющий комитет — высший руководящий орган управления проектом. На Управляющий комитет выносятся вопросы организационного характера, контролируется текущее состояние проекта и стратегическое соответствие его промежуточных результатов. Управляющий комитет инициирует старт проекта и отвечает за: стратегическое направление проекта, финансирование проекта; ключевые решения по проекту. На совещание комитета выносятся вопросы, которые не могут быть решены на совещании Координационного совета.

Куратор [со стороны «БизнесРешения»] — отвечает за выделение ресурсов «БизнесРешения» для реализации проекта, контролирует выполнение принятых обязательств по проекту, обеспечивает взаимодействие руководящих структур «БизнесРешения» и Заказчика в случае возникновения непредвиденных ситуаций на проекте, которые находятся за рамками компетенции Руководителя проекта со стороны «БизнесРешения».

Инициативный центр принятия решений [со стороны Заказчика] — предлагает идею проекта или продвигает идею другого лица; отвечает за выделение ресурсов Заказчика для реализации проекта; инициирует старт проекта; финансирует его и формирует стратегические требования.

Менеджер по коммуникациям и качеству [со стороны «БизнесРешения»] — обязательный участник на всех проектах, отвечающий за:

  • Контроль выполнения сторонами («БизнесРешением» и Заказчиком) своих обязательств в рамках проекта.
  • Управление коммуникациями на проекте.
  • Контроль качества выполняемых работ.
  • Обучение ключевых участников проекта со стороны Заказчика.

Роль — тип ответственности на проекте — набор функций, обязанностей и прав, необходимых для решения поставленных перед лицом задач. В ходе проекта допускается изменение ролей участников.

План коммуникаций — ключевой документ процесса организации взаимодействия и принятия решений на проекте, является частью общего плана проекта. Содержит график и порядок проведения коммуникационных сеансов, регламентирует порядок работы с информацией на проекте.

Статус проекта — ключевой документ процесса мониторинга и управления изменениями проекта — еженедельный отчет, позволяющий анализировать состояние проекта, фиксировать планировать и управлять работами по Проекту.

Субъект управления — все лица и/или органы, выполняющие какие-то управленческие действия.

Объекты управления — определяют изнутри границы проекта и необходимые компетенции его участников. К ним могут относится объекты различной сущности: выполняющие поручения субъектов управления; устанавливающие договорные и иные отношения с субъектами управления; свойства которых могут изменяться в процессе реализации проекта. Например, организационная схема проекта, план проекта, продукт проекта, окружение проекта и документация проекта, — все это объекты управления проекта.

Вехи — значительное событие или результат проекта, например выполнение критичной задачи или завершение одного из этапов.

Управление изменениями — описанная процедура внесения изменений в проект.

План проекта — описание проекта, его целей и сценария их достижения.

Ритмичность — планирование и управление работами на проекте, при котором рабочая группа способна выдерживать ритм даже при возникновении отклонений.

наверх

Сокращения

РП — Руководитель проекта (РПЗ — со стороны Заказчика, РПИ — со стороны Исполнителя).
МКК — Менеджер по коммуникациям и качеству.
РГ — Рабочая группа.
КС — Координационный совет.
УК — Управляющий комитет.
СДР — структурная декомпозиция работ.
ЦСС — цепочка создания стоимости.
В.Д. — вид деятельности.
ДДЦ — декомпозиция достижения цели.
ИЦПР — Инициативный центр принятия решения.

Вернуться

Программы 1С

Программы 1С

Подробнее >>

Услуги 1С

Услуги 1С

Подробнее >>

Проектное внедрение 1С

Внедрение 1С

Подробнее >>